Ирина Чмырёва, кандидат искусствоведения, арт-директор Международного фестиваля фотографии PHOTOVISA, председатель жюри III Краевого фестиваля театральной фотографии – о конкурсных номинациях:

 

Если говорить о репортаже в театре или из театра, то это шахматная многоходовая партия.

Во-первых, есть режиссер, который сам по себе директор (говоря по-английски stage-director). Он организует сцену, где есть пространство, есть нeкие декорации и свет. И есть фотограф, который также режиссер, только своего кадра. Две равные или разные по мощи личности, два режиссера. Они или играют в одной команде, или происходит столкновение. Здесь в любом сучае есть личностный конфликт, и может возникнуть ситуация, когда спектакль, сделаннный фотографом, разительно отличается от спектакля режиссера. Но это как раз и интересно: репортаж сам по себе жанр, который, наверное, для театральной фотографии не приемлем, потому что иначе получается, что ты идешь вослед, это даже не репортаж, а что-то вроде наблюдения над живой природой. Она развивается сама, по своим законам, и на тебя уже никто не обращает внимания, все живут сами, как хотят, а ты как-то со стороны наблюдаешь… Но театр, чтобы быть интересным зрителю, должен содержать некий конфликт – внутренний или внешний. И показать в театральной фотографии хотя бы внешний конфликт – это уже очень много. И если подобных фотографий, содержащих эмоциональный всплеск, наполненных внутренними противоречиями (композиционными, смысловыми) будет больше, эта номинация («Репортаж») только выиграет. Потому что иначе получится некое школьное изложение (что, где и как происходило, кто где стоял). Но даже в XIX веке не это ценилось в фотографии из театра. Театральная фотография – это всегда «вторая режиссура фотографа», это всегда мифотворчество.

 

Если говорить о номинации «Урок литературы», где актёры выступают в образах героев известных произведений, то здесь, я думаю, VI Междунарожный фестиваль фотографии PhotoVisa дал авторам Фестиваля театральной фотографии возможность задуматься о многом. PhotoVisa показал и абсолютно «перфомансисткую» гипер-театральную фотографию Юнгхо Канга «99 вариаций» из Южной Кореи, и представил портреты Гийома Юбера из серии «Солдаты I Мировой. Реконструкция», где каждый из героев совершенно искренне увлечен историей, и, позируя, стремится воплотить свои представления о героях прошлого.

Вопрос «Что за фасадом?» — очень важный вопрос. Потому что можно наклеить усы, как у Гитлера и не суметь перевоплотиться в гения зла, остаться смешной пародией других пародий, а можно сделать портрет без грима, и в нем будет много смыслов и будут аналогии и с литературой, и с классикой мирового искусства. Поэтому, на мой взгляд, номинация «Урок литературы» — это номинация современного портрета, но в связи с основной темой фестиваля — «Театр». И каждый из фотографов сам вправе решать, будет ли главную роль играть роль атрибутика или же лицо, экспрессия актера. И уже жюри решать — смог ли фотограф стать режиссером, и режиссером талантливым, который, управляя актером, извлекает некую потаенную суть.

Что можно пожелать участникам Фестиваля театральной фотографии?..

Победы. И… уроков. Потому что если фотографы будут воспринимать свое участие как некое событие и урок для себя с совершенно непредсказуемым финалом, это будет интересно. Если среди попыток повторить виденные шаблоны найдется кто-то один, кто не будет их повторять, — он и станет победителем.