Текст: Ольга Жердева

«13 разгневанных женщин»: В каждой женщине спрятан мир…

 

Но в каждой женщине спрятан мир

С происшествиями и людьми:

В одной — Белоснежка, в другой — Макбет,

А в третьей — ветхий-преветхий Завет.

(Е. Гопенко)

Женщина не подарок. Пусть даже и кажется иначе, пока наблюдаешь за ней, читающей книгу, исподтишка, осторожно, незаметно… Ну, ещё не факт, что незаметно – настоящая женщина (а в спектакле «13 разгневанных женщин» других не водится) всегда кожей чувствует, что за ней наблюдают. Это такая же аксиома, как и то, что в любом возрасте и любом образе женщина — Королева! И всегда на каблуках, это чтобы выше всех. И чтобы ноги длиннее.

И вот пройдет она такая, красивая, по улице, а все встречные мужики, как классик завещал, так и падают. И сами собой в штабеля укладываются.

Даже когда на голове у неё строительная каска. Или если одета она не в вечернее платье, а в пижаму. Во всех ты, душенька, нарядах хороша и далее по тексту.

И школьница с косичками, и стервознаябизнесвумен, и певичка, и домохозяйка, и немолодая светская львица, и упорно худеющая толстушка – каждая Королева прекрасна, и у каждой есть повод всерьёз разгневаться. А может, в «13 разгневанных женщин» мы видим различные ипостаси одной и той же Королевы? Ведь в каждой женщине спрятан мир с происшествиями и людьми: она и Ассоль, ждущая своего Грея, и роковая красотка-певица, и женщина упорно крутящая педали велотренажёра, пытаясь «догнать мечту» – красивое платье. Одна или разные? Ответ на этот вопрос искать придётся вам, уважаемые. И сейчас я попробую доказать, что именно вам (да-да, не надо отворачиваться!) обязательно нужно посмотреть «13 разгневанных женщин» в Краснодарском академическом театре драмы.

Спектакль «13 разгневанных женщин» – один из долгожителей в Драмтеатре, премьера состоялась 14 марта 2012 года. Время идёт, состав меняется, но недобалет (так иронически определен жанр постановки) продолжает жить, и каждый раз билеты на него разлетаются со свистом. Почему не уходит со сцены спектакль, который в своё время критики ругали за сочетание несочетаемого?

А нет никакого секрета. » 13 разгневанных женщин» — просто чертовски хороший спектакль. Режиссёр (Наталья Шурганова) сумела показать мир, скрытый внутри женщины, не скатываясь ни в сплошную сахарную мелодраму, ни в стёб над мелкими женскими слабостями. Все истории живые, полные иронии и нежности, трогательные и невероятно забавные.

Лёгкие – то драматичные, то ироничные – зарисовки из серии «поймёт каждая женщина и узнает каждый мужчина», яркие типажи, отличные танцевальные номера. Никаких пафосных «коня на скаку остановит», никаких лозунгов типа «слабый пол – это гнилые доски», никаких стальных нервов и прочей навязшей на зубах «гёрлпауэр» – здесь женщины – просто женщины. Романтичные, нервные, влюблённые, страдающие (иногда даже ерундой!) и да – разгневанные.

Хочется особенно отметить эпизод, в котором Юлия Романцова и Михаил Дубовский под замечательную песню Сергея Бабкина показали маленький домашний ад, когда каждое движение, каждый жест – на грани срыва, сплошной нерв. И непонятно, кто из этих двоих раскачивает лодку и бесконечно «режет руки» другому. «Бери, бей/Забивай глубже, затягивай узел туже…/Ну неужели, Господи Боже, нет ничего прекрасней на свете/Этой ангельской рожи?!» – пожалуй, это один из самых сильных эпизодов. А для меня эта сцена интересна ещё и потому, что её отголоски видны в одном из лучших спектаклей Одного театра – в «Параллелях».

Да и сам спектакль «13 разгневанных женщин» лично для меня ценен не только как великолепная постановка, но и как то, откуда, грубо говоря, есть пошёл Один Театр и его бесподобные пластические спектакли.

Если уж речь зашла о пластических спектаклях Одного театра, нельзя не отметить сходную эмоциональную ноту спектаклей «ТЕБЯ» и «ТЕБЯ2» с выходом Татьяны Башковой и Михаила Золотарёва в «13 разгневанных женщинах».

Кстати, Татьяну Башкову только в этом сезоне ввели в «13 разгневанных женщин», но в образе невесты, которая мечется между «люблю» и «ненавижу» она невероятно хороша. Да и будем честными — редко кому настолько идёт фата… Не верите — посмотрите сами. Хотите — в «13 разгневанных женщин», а хотите — в «ТЕБЯ2» в Одном театре.

Декорации предельно просты. Если не считать подарочной коробки, из которой появляются героини в начале спектакля, никаких крупных деталей на сцене не будет. Позади – экран, по краям сцены – высокие стулья. Иногда появляются телевизор и велотренажёр. А больше ничего и не нужно – лаконичная сценография не отвлекает от главного, от сюжета и игры актёров.

У каждой женщины своя история. И у каждой свой железобетонный повод разгневаться. Ведь жизнь настоящей женщины сплошной стресс! А корень всех стрессов кто? Правильно, мужчины.

Михаил Золотарёв,Алексей Мосолов, Михаил Дубовский, Руслан Копылов, Роман Бурдеев и Алексей Сухоручко – причин для волнения у женщин было предостаточно! Причём неизвестно, где дамы больше волновались – на сцене или в зале. Ох уж эти мужчины!

 

Где они, там и ранние морщинки, и первая седина и прочие неприятности. Даже если певичка (Евгения Белова) перебрала и засыпает прямо посреди выступления, тоже виноваты мальчики из подтанцовки! Почему? Так поспать же не дают! Я впервые видела Евгению Белову в комедийной роли, и для меня стало приятным открытием, что ужасно наивная, привязчивая и неисправимо хорошая девочка Маша из «Как я стал», соблазнительная и пугающая ведьма из «Панночки» (Драмтеатр) и трагическая красавица-эмигрантка из «Небесных беглецов» (Один театр) может перевоплотиться в такую уморительно смешную кокетку.

Но если вы уже настроились на то, что «13 разгневанных женщин»будет просто лёгкой комедией с элементами мелодрамы, вынуждена вас расстроить. Своим финальным монологом Алексей Сухоручко безжалостно переворачивает всё.

 Он возвращает зрителей с небес на землю, туда, где девочка, которая просто идёт на пруд со своей простой собакой, скоро научится дерзить начальству, курить тонкие сигареты, часами говорить по телефону, выходить замуж, врать etc. etc…

А на заднем плане в это время будет крутиться видео – маленькая девочка ест мороженое. Видео ускорено, так что лакомство быстро закончится, а вместе с ним и простая летняя радость. Выросла, поумнела, погрустнела – всё просто и понятно. Впрочем, кто сказал, что всё будет именно так? В конце концов, в каждой женщине спрятан мир. И только ей решать, каким он будет.