«Загнанная лошадь» и аритмия любви

 

Любовь: подарившая чувство свободы и невесомости, вошедшая в привычку, давно забытая и отвергнутая.

Любовь, заключённая в многоугольники и сменяющаяся ненавистью, странная, нелогичная, аритмичная, – на сцене Краснодарского театра драмы в спектакле «Загнанная лошадь».

Короткая пьеса Франсуазы Саган, которая при чтении может показаться лёгкой, в меру драматичной и иногда забавной, в постановке Александра Алексеевича Каткова становится глубже и ярче, юмор вызывает искренний смех зрителя, драматургия – заставляет задуматься о человеческих отношениях и сдерживать слёзы.

Английская семья Честерфилдов ведёт свою тихую и размеренную жизнь, подальше от города, в собственном замке. Отец – Генри-Джеймс (Александр Катков) давно не скрывает, что его будни скрашивают лишь книги и богатый ассортимент собственного бара. Его жена – Фелисити (Татьяна Корякова), «вынужденная держать вожжи», заправляет всем и настолько щепетильна в вопросах порядка, что держит в гостиной копию-чучело домашнего питомца, умершего ещё 18 лет тому назад. Их сын – Бертрам (Михаил Золотарёв), книжный червь и философ, обращающийся за любым термином к словарю (даже когда речь идёт о сексуальности). И дочь, спортсменка и красавица (насчёт «умницы» вопрос спорный), Присцилла (Марина Дмитриева), уехавшая на учёбу заграницу, которая должна появиться в замке и, сама того не зная, нарушить привычный ход событий.

Её появление с женихом из Парижа – красавчиком и авантюристом Юбером (Арсений Фогелев) становится стрессом (для матери), интересом (для отца), неожиданностью (для брата), и радостью (для зрителя). Монотонность, разбавляемая до этого момента лишь остротами Генри-Джеймса и реакцией на них Фелисити, переходит в динамику и это всё спустя 10 минут после начала спектакля! Но настоящая кульминация ждёт нас впереди, после приезда в стены замка сестры Юбера – Корали (Злата Соколова), красивой, умной, полной любви… к жизни. Кажется, что даже сцена поворачивается к ней навстречу, чтобы поцеловать руку в знак приветствия.

И всё-таки она вертится! Сцена! Отправляя героев на лужайку для игры в теннис, или в роскошный зал для бала, или скрывается за занавесом, оставляя наедине за их серьёзными разговорами, единственными свидетелями которых становимся мы, зрители.

– Вы её ещё любите?

– Нет. Не устаёшь любить кого-то, а вообще любить — устаёшь. Устаёшь испытывать любовь. Жаждешь прохлады, когда уж очень сильно раскалена печь.

Откровенные разговоры наедине – главный инструмент «врача»-зрителя, чтобы узнать симптомы и последствия аритмии любви, вот только лекарства от неё нет. Остаётся лишь слушать, понимать и сопереживать, с удовольствием.