Текст: Ольга Жердева

TheatreHD. «Франкенштейн»: кривое отражение

Мировая премьера спектакля «Франкенштейн» Дэнни Бойла на сцене Королевского национального театра состоялась в феврале 2011 года и стала настоящей сенсацией.

Кто-то может решить, что для Бойла, признанного кинорежиссёра (в числе наград призы Британской и Европейской киноакадемий, «Золотой глобус» и  «Оскар» за «Миллионера из трущоб» в 2009 году, «Сатурн» и приз Европейской киноакадемии за «28 дней спустя» в 2003 и 2004 и т.д.), театральная постановка – это эксперимент и «игра на чужом поле». Однако «Франкенштейн» – это нечто большее.

Во-первых, как неоднократно говорил сам Бойл, эта постановка стала испытательным полигоном для «олимпиадных» идей (он выступил режиссёром на открытии летних XXX Олимпийских игр в Лондоне). А во-вторых, этот спектакль – триумфальное возвращение оскароносного режиссёра на театральную сцену. Сегодня, пожалуй, только самые преданные поклонники Дэнни Бойла помнят, что его карьера началась в Королевском придворном театре в 1982 году. Арт-директор, заместитель директора, плюс режиссёрские работы на телевидении – всё складывалось более чем неплохо, а потом были сняты «Неглубокая могила», «На игле» и всё завертелось… Так и случилось то, что сам Дэнни Бойл называет «перерывом на кино».

Но вернёмся к «Франкенштейну». Готический роман Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей», родоначальник жанра научной фантастики, который лёг в основу сценария Ника Дира, вот уже две сотни лет является неисчерпаемым источником вдохновения для режиссёров и мультипликаторов. Но до Ника Дира, как заявил Дэнни Бойл в одном из своих интервью, никому и в голову не приходило рассказать историю не от имени учёного Виктора Франкенштейна, а от лица Создания… Идея показать мир глазами отвратительного и ужасно одинокого чудовища так вдохновила режиссёра, что чудовищ в спектакле стало двое.

Вечер за вечером Бенедикт Камбербэтч и Джонни ЛиМиллер воссоздают историю Творца и Творения, Безумного Учёного и Опасного Эксперимента, меняются  местами, попеременно оживляя на сцене Виктора Франкештейна и его Создание. Благодаря проекту TheaterHD можно посмотреть обе версии на киноэкране, а благодаря сети кинотеатров Формула Кино и OzMall 13 декабря мне повезло увидеть версию «Frankenstein: JonnyLeeMiller» с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Создания.

В центре пустой «комнаты» под тысячами ярких электрических ламп, как в гигантском инкубаторе, находится нечто, похожее яйцо рептилии – вместо скорлупы кожаная мембрана, которую уже разрывает изнутри существо. Такая аллюзия на картину Сальвадора Дали «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», в противовес привычным «франкенштейновским» лабораторному столу, проводам и удару молнии, намекает на то, что «Франкенштейн» не только и не столько роман ужасов, сколько попытка осознать природу жизни и понять, что выйдет, если человек попробует стать богом. «Франкенштейн» Дэнни Бойла – история о разрушительной силе человеческого разума и науки?

Создание (Бенедикт Камбербэтч) появилось. Грубо сшитое из кусков человеческой плоти, собранное на живую нитку, пугающее и жалкое – первые пятнадцать минут спектакля вы будете наблюдать за конвульсивными движениями и попытками существа «договориться» со своим телом. Здесь нельзя не отметить работу гримёров и хореографа. Анатомически верные «разрезы» в нужных местах (два симметричных шва в районе почек особенно впечатляют) и правдоподобные швы, мастерская имитация гипертонуса мышц – в страдания новорождённого существа невозможно не поверить, и страшно хочется, чтобы хоть кто-то ему помог. Но не та это история, чтобы монстру протянули руку помощи! И Создатель (Джонни ЛиМиллер) появится лишь для того, чтобы ужаснуться и сбежать, оставив своё творение один на один с миром. «Франкенштейн» Дэнни Бойла – история об ответственности за свои поступки?

Пока он не появился на свет, мира для него не существовало. Когда он родился, мир его не принял, однако очень многому научил…

Мир, созданный на сцене Королевского национального театра, большую часть спектакля очень лаконичен. Строгие линии, минимум декораций, от него так и веет холодом и одиночеством. Поле с несжатой полосой, хрупкие мостики и туман на озере в Женеве, дом Виктора Франкенштейна, белый и максимально простой… Одной из немногих масштабных сцен будет «Явление Машины» (аллюзия режиссёра на «Пандемонию» Хамфри Дженнингса, книгу документальных свидетельств, представившую два века Промышленной Революции) – огромный паровоз в стиле стим-панк и шумная толпа горожан, которые дадут Созданию первый в его жизни урок: люди жестоки.

Следующим учителем для отверженного монстра станет слепой старик, который научит Создание говорить, мыслить, читать и чувствовать. Именно ему чудовище задаст первый важный вопрос: «Что такое любовь?». И именно в этих эпизодах из-под перекошенной маски неразумного зверя проглянет существо сообразительное, способное логически мыслить, ещё не научившееся любви и прощению, поэтому очень опасное. Сын старика прогонит монстра, а тот в отместку сожжёт их вместе с домом. Урок номер два: люди мстительны.

После первого убийства Создание отправляется на поиски своего Создателя. Встреча не принесёт радости, а попытка вытребовать для себя спутницу обернётся жестоким разочарованием. Урок третий: люди лгут.

Создание Бенедикта Камбербэтча быстро учится подражать людям, стараясь стать своим в их обществе, но разве люди могут научить чему-то хорошему? Как Виктор Франкенштейн собрал своего монстра из кусков мёртвых тел, из «мяса для собак», так его Создание собирает свою личность из обрывков всего самого гадкого, что может быть в человеке, превращаясь из tabularasa в кривое и беспощадное зеркало мира. Вам можно лгать, убивать, предавать и ненавидеть – смотрите, люди, я такой же, как вы! «Франкенштейн» Дэнни Бойла – как социальная драма?

Вот ещё чем хорош «Франкенштейн» Дэнни Бойла – можно бесконечно искать в нём зашифрованные коды, разбирая и снова складывая мозаику спектакля, цепляться за аллюзии и отголоски… А когда вам покажется, что вы раскусили замысел режиссёра, посмотрите другую версию, в моём случае это будет «Frankenstein: BenedictCumberbatch», и игра начнётся сначала.