Текст: Ольга Жердева

«Где моя собачка?!». Спектакль «#Он_Она_Собачка@» в Драмтеатре

9 декабря в Краснодарском академическом театре драмы им. Максима Горького состоялась премьера спектакля «#Он_Она_Собачк@» по мотивам рассказа Чехова «Дама с собачкой». Режиссёр постановки – РадионБукаев, который до недавнего времени был главным режиссёром  Елецкого драматического театра «Бенефис». Одной из значимых работ того периода стал спектакль «Железная воля», вошедший в лонг-лист премии «Золотая маска».

«#Он_Она_Собачк@» – первый спектакль РадионаБукаева в Краснодарском Драмтеатре и вызвал он, как это часто бывает с премьерами и особенно часто – с работами новых режиссёров, волну самых противоречивых отзывов.

В этом нет ничего удивительного: работа с классикой сегодня – вопрос тонкий. Ставить всё, как классик написал, или искать новую форму для старого содержания? Иллюстрация или эксперимент? Спорить и делить шкуру бессмертного классика можно бесконечно, правда у каждого своя. Однако среди всех маленьких правд есть место и для одной большой истины – у спектакля должен быть режиссёр. И не просто как человек, расставивший актёров в нужном порядке и заставивший их выучить текст, а как полноправный соавтор того мира, который предстоит увидеть зрителю. В спектакле «#Он_Она_Собачк@» режиссёр, безусловно, есть.

История о курортном романе, переросшем в искреннее и глубокое чувство, скучающем мужчине, которому «не идёт роль фата», прекрасной даме и очаровательном шпице, знакомая всем со школьных лет, в интерпретации Букаева превратилась в драму о бессмысленности и пустоте обыденной жизни, кризисе среднего возраста и, конечно, о любви, которая, как водится, нечаянно нагрянет.

Дело происходит в Ялте… Впрочем, это могло случиться и в любом другом курортном городке, уж больно типичная картина отпускной скуки с дурацкими игровыми автоматами, кокетливыми дамочками «в активном поиске», парами всех возрастов, тоскливой кафешкой с разномастными пластиковыми подносами и очень «содержательными» вечерами у телевизора, подсказывающего герою, что он «пушистый домосед»… В этом «раю» Дмитрий Гуров в исполнении Алексея Сухоручко так откровенно дуреет от тоски и безделья, что начинаешь ему искренне сопереживать. Ну, признайтесь, с вами тоже бывало, что после недельного отдыха «на морях» начинаешь тихо ненавидеть отпуск, попутчиков (или соседей по пансионату), море, однообразную еду, вездесущий песок и т.д., и хочется, чтобы случилось хоть что-то захватывающее и интересное… Скука! Может, потому так беспробудно и пьют люди на отдыхе? Впрочем, это к спектаклю не относится.

Оживление в беспросветную курортную жизнь вносит появление дамы в берете… Даму зовут Анна Сергеевна, она ровесница главного героя, и приехала на юг без собачки. Вот это поворот! Однако отсутствие на сцене милого пушистого зверька решается удивительно изящно и остроумно: Гуров (по совету телевизора) складывает оригами, собаку-кусаку, и идёт знакомиться с женщиной, которая проводит время с книгой, а не в игровых автоматах.

Образ главной героини, созданный актрисой Анной Ерковой, резко контрастирует с остальными представителями «курортного общества». Анна то ли изначально более живая и настоящая, чем утрированные типажи «красотка», «мегера», «молодожёны», то ли просто ещё не залипшая в курортную тягомотину, превращает всё, к чему прикасается, в игру и праздник. Танцую все! И как в такую не влюбиться? И здесь видно довольно сильное расхождение с чеховской историей: герой рассказа, типичный ловелас, искал лёгкое курортное приключение, а получил побочный эффект, в спектакле же влюблённость возникает естественно и обоюдно. Именно поэтому очень удачным кажется изменение возраста героини – мы наблюдаем историю любви двух взрослых, семейных, но при этом страшно одиноких людей. Людей, живущих с привычными людьми и «по привычному маршруту», внезапно осознавших, что всё может быть по-другому. Настолько по-другому, что впору усомниться: а не сошёл ли я с ума?

«Опытный режиссёр, склонный к анатомически подробному исследованию сложных перипетий людских взаимоотношений» – так охарактеризовала РадионаБукаева известный театральный критик Алла Михалева. Если судить по «#Он_Она_Собачк@», эта характеристика верна на все сто процентов. Кроме того, РадионуБукаеву удалось очень тонко прописать второстепенных персонажей, которые в исходном тексте либо были намечены несколькими штрихами, либо вовсе отсутствовали. В спектакле они – не фон для неземной любви главных героев, у каждого из них своя история и своя особая роль в маленькой вселенной спектакля. Здесь нет случайных людей. «Курортное общество» с роковой красоткой (Юлия Романцова), смешными и трогательными молодожёнами (Александр Крюков и Олеся Богданова) и семейной парой средних лет в исполнении великолепной Натальи Арсентьевой и Юрия Волкова показывает печальное развитие семейной жизни самого главного героя: от восторгов и прочих «женаты и счастливы!» к обыденности и «жена-мегера»… а там и дама в бордовых лосинах (ну, или в берете и собачкой) нарисуется…

В спектакле задействованы всего девять актёров, но каждый из них (за исключением главных героев и их «супругов») за время действия успевает сыграть по нескольку ролей, абсолютно разных по тональности и значимости.

Интересна и сценография Кирилла Ерёмина: сцена по диагонали разделена «стеклянной» стеной с несколькими дверями. Пространство за стеной будет представлять собой то гостиничное кафе, то офис рекламного агентства, в котором железной рукой правит жена Дмитрия (Мария Грачёва), то зал ресторана, где все герои собираются в финале и оформление которого сильно напоминает красную комнату в «Твин-Пикс». Стеклянная стена будет и окном уходящего поезда, и окном квартиры Анны, и просто окном в мир, где так просто стать счастливее, просто сложив из бумаги собачку. За этой стеной откроется и ещё одна «сцена», на которой Юлией Романцовой и Александром Крюковым будет очень иронично сыграна классическая «Дама с собачкой». Бутафория, как в фотографических салонах  конца девятнадцатого века, огромная шляпа героини, платье с турнюром, болонка из швабры, картонный арбуз, картинные рыдания героини и внезапная чайка размером с птеродактиля.

Этот эпизод покажет, насколько смешным и нелепым может быть спектакль, если ставить его по всем канонам. Или, если сказать точнее, штампам. Впрочем, это нельзя и назвать призывом рвать шаблоны и разрушать канон. Так, лёгкий намёк на то, что история всегда повторяется, но никогда не повторяется дословно. В 1898 году были шпиц, арбуз и шляпа размером с колесо от телеги, а в 2016-м джинсовые шорты, игровые автоматы и собака-кусака из бумаги. И кто знает, может, следующие Анна и Дмитрий встретятся вовсе не в Ялте, а на просторах какой-нибудь онлайн-игры? Почему нет? История-то живёт. И, как всё живое, имеет свойство меняться.