Ирина Красюкова

 

В мире сильных женщин и слабых мужчин

 

Столовая, море, телевизор; столовая, море, телевизор… и так продолжается десять минут сценического времени. Где-то на заднем плане идёт жизнь: отдыхающие развлекаются, ругаются, мирятся, веселятся. И только он движется по чётко отработанной схеме, даже столик у него всегда один и тот же. Пока не происходит сбой…

В конце девятнадцатого века А. П. Чехов написал рассказ «Дама с собачкой» о любви, способной пробудить человека и вырвать его из привычной «бескрылой жизни». В декабре 2016-го года в Краснодарском академическом театре драмы им. Горького режиссёр-постановщик Радион Букаев предлагает зрителям узнать, что могло произойти с чеховскими героями в современном мире.

Спектакль «#Он_Она_собачк@» — не первый опыт работы Букаева с рассказом «Дама с собачкой». Два года назад он участвовал в Лаборатории Театра Наций с эскизом «Курортные забавы», где «нащупал главного героя» и сейчас пытается раскрыть его характер в новой постановке.

Сцена поделена на две части металлической остеклённой конструкцией. Перед ней справа стоит диван и тумба, слева — столик с двумя стульями; пространство за ней преображается то в веранду пансионата в Ялте, то в поезд, то в конференц-зал, то в ресторан (художник-постановщик Кирилл Еремин). Всё, что происходит за конструкцией, — фон (голоса приглушены, лица едва видны), на котором разворачивается история любви. Любви нежданной, раскрепощающей, но обременённой страхом и бытовыми обстоятельствами.

Дмитрий Гуров Алексея Сухоручко совершенно не похож на чеховского Гурова — скучающего ловеласа, считающего женщин «низшей расой». Робкий, замкнутый, несчастный мужчина за сорок, сторонящийся людей. Возможно, когда-то он мечтал сделать нечто эдакое, но те мечты давно умерли. Теперь он мелкая сошка при харизматичной авторитарной жене.

Анна Сергеевна фон Дидериц Анны Ерковой тоже ничем не напоминает скромную чеховскую недавнюю «институтку», разве что и у той и другой в гардеробе присутствует берет. Немолодая, но юная духом, раскованная, жаждущая впечатлений фантазёрка. Она с азартом принимается доказывать Гурову, что и в самом скучном месте можно найти много интересного.

Под влиянием Анны Гуров будто отходит от долгого сна, превращается в мальчишку. Танцует, изображает собаку и готов беспрестанно кричать: «Я счастлив!» Но курортные романы скоротечны, а жестокая реальность так и норовит напомнить о себе. Безмятежный вечер влюблённых нарушает просмотр старого советского фильма… «Дама с собачкой», навевая героям мысли о скором расставании.

Вынужденные вернуться к прежней жизни, Анна и Дмитрий не представляют, как, познав настоящее счастье, жить без него дальше; руки сами складывают из бумаги собаку-кусаку (с которой началось знакомство), а всё происходящее вокруг кажется унылым и бессмысленным.

Режиссёр проводит параллели между супружеской парой Гуровых и Дидериц, представляющих противоположные типы семейных отношений, сводя их вместе на сцене. В семье Дидериц патриархальный уклад: муж — бизнесмен, жена — домохозяйка; у Гуровых — матриархат: жена — директор, а муж — менеджер. 

При взгляде на жёсткого брутального Дидерица (Андрей Соломыков) и железную бизнес-леди (Мария Грачева) становится понятно, почему свободолюбивая Анна полюбила мягкого Дмитрия, а Дмитрий с радостью вырвался из под давящей опеки жены в объятия воздушной жизнерадостной Анны. К сожалению, будучи слабым, он неспособен окончательно разорвать опостылевшие семейные узы. Даже искать возлюбленную Гуров начинает только после словесного пинка незнакомки (Наталья Арсентьева) в баре, полученного в ответ на его жалобы о потерянной любви.

Рассказ А. П. Чехова написан во времена, когда женщина полностью зависела от мужчины, а разводы были редки и позорны. Радион Букаев показывает, как изменилась социальная ситуация сто лет спустя: женщины стали сильнее, мужчины — инфантильнее. Невозможность дословной постановки классики на современной сцене он иллюстрирует мини-спектаклем «Дама с собачкой», премьеру которого приходят смотреть герои «#Он_Она_собачк@». Картонные декорации, театрально страдающие актёры в костюмах девятнадцатого века (Александр Крюков и Юлия Романцова), муляж собачки и тот самый, чеховский, арбуз — обстановка передана точно по рассказу, однако вызывает не сопереживание персонажам, а смех.

Помещая чеховских героев в современный контекст, Букаев делает их чувства понятнее молодому зрителю: любовь по-прежнему помогает Дмитрию Гурову осознать пустоту жизни, но если у Чехова он не мог вырваться из «клетки», опасаясь осуждения общества, то у Букаева он просто не в силах совершить самостоятельный поступок.