Ирина Красюкова

 

Когда слова не нужны

 

Всем нам жизнь раздаёт роли, с некоторыми мы успешно справляемся, другие — проваливаем. Но каков бы ни был результат, неизменно одно: отыграть заново не получится, жизнь — не генеральный прогон, играть чисто нужно с первого раза, единственного раза. 

Голая сцена. Ни декораций, ни реквизита. Полная свобода действий. Хотя… нет, мы просто не заметили, ограничение есть — белые листы, tabula rasa, для записи будущих историй, а может, с уже написанными сценариями? 

Перед публикой появляются шестеро — три парня и три девушки. Пока руки их не касаются листов бумаги, они ничем не отличаются друг от друга: парни в трениках и белых майках, девушки — в одинаковых чёрных платьях, на ногах у всех — кеды. Но стоит им взять листы, как вырисовывается история: шестеро друзей, три пары, любовь, дружба, зависть, соперничество, борьба, примирение. «I’m so happy ’cause today I’ve found my friends», — поют детские голоса песню «Lithium» группы «Nirvana». В «Одном театре» начинается спектакль «PROГОН». 

Сам автор и режиссёр, Арсений Фогелев, называет «PROГОН» театральным экзерсисом, то есть упражнением, в рамках которого можно попрактиковаться в применении различных приёмов и средств выражения. И действительно, постановка 2016-го года — это не тот спектакль, который зрители смотрели в 2014-м. Корректируется сценарий, меняются костюмы, находятся новые визуальные решения — спектакль живёт и развивается. Неизменным остаётся эмоциональный накал «PROГОНа» и контрастность вызываемых им переживаний. 

«PROГОН» напоминает студенческую вечеринку: сначала испытываешь неуверенность, не понимаешь, что происходит, потом проникаешься атмосферой, безудержно хохочешь и пританцовываешь, затем — спад, становится немного грустно, а после наступает тяжёлое похмелье. В вихре этой вечеринки крутятся: улыбчивый разгильдяй (Руслан Копылов), крепкий середнячок (Виталий Стеблецов), интеллектуал-ботаник (Роман Бурдеев), обольстительная блондинка (Екатерина Бушина), впечатлительная тихоня (Елизавета Велиган) и девушка с железным характером (Дарья Женихова). Они танцуют, купаются в брызгах воды, надувают шарики, двигают кровати, переносят столы и стулья, демонстрируя зрителям историю своей жизни. Не произнося ни единого слова, актёры рассказывают, как желание обладать заменяет любовь, сиюминутное удовольствие разрушает жизнь, а чувство вины убивает. 

Романтичный танец под импровизированным дождём в исполнении Виталия Стеблецова и Елизаветы Велиган, страстный угар Руслана Копылова и Екатерины Бушиной, невинные заигрывания Романа Бурдеева и Дарьи Жениховой, чувственные объятия Романа Бурдеева и Екатерины Бушиной — каждый из этих этюдов, входя в общую канву спектакля, является отдельным ярким мини-представлением (хореограф Евгения Пичкалёва). 

Арсений Фогелев лишил персонажей спектакля речи, но дал им голос — голос хитов группы «Nirvana». В разных аранжировках, с различным темпом, музыка Курта Кобейна ликует, страдает и сожалеет вместе с героями. 

Особую роль в постановке играет реквизит, с которым взаимодействуют актёры. Используемые по своему прямому назначению, предметы становятся аллегориями флирта, любви, душевных мук и надежды на новое начало. Самая обычная простыня в «PROГОНе»: и ложе любви, и белый флаг примирения, и похоронный саван. 

Так что же такое спектакль «PROГОН»? Зрелищное шоу о молодых и рьяных, гонящих по жизни, не замечая сопутствующего ущерба? Прогон новых творческих находок? Генеральная репетиция жизни, напоминающая зрителю о том, что реальность не прощает ошибок? Сравнение человеческого общества с загоном для животных (лат. pro — «за»), в котором все толкутся, совокупляются и могут ненароком затоптать упавшего, не со зла, а просто потому, что так получилось? Или отсылка к яркой, но трагической судьбе талантливого музыканта Курта Кобейна? Каждый найдёт свой ответ на этот вопрос. 

«PROГОН» заставляет зрителя чувствовать, думать, переживать и не отпускает ещё долго после того, как отзвучат завершающие аккорды «Smells like teen spirit».