Ирина Красюкова

 

Параллели

 

«Параллели». Спектакль «Одного театра», премьера которого состоялась в 2012-м году, в 2013-м году получивший Диплом Краснодарского отделения Союза театральных деятелей РФ в номинации «Лучший спектакль» смотра-конкурса сценических работ, и сейчас, четыре года спустя после премьеры, собирает полный зал зрителей, которые в восторге аплодируют стоя. Какая магия скрывается за этой постановкой Алексея и Аллы Мосоловых? Что притягивает зрителей на спектакль снова и снова?

Зал погружается во мрак, звучит «Ave Maria», со сцены доносятся шорохи… вдруг темноту рассекает луч света, и ещё один. Они хаотично мечутся из стороны в сторону, каждый по своей траектории, а потом, будто заметив друг друга, начинают сближение, пока не соединяются, образуя единое целое. Больше нет места хаосу в их движении, отныне, куда направится один, туда последует и другой. Так рождается жизнь, так возникает любовь. 

«Параллели» — спектакль-метафора, спектакль-рефлексия. В нём нет логически развивающегося сюжета, он состоит из отдельных фрагментов, связанных единой нитью отношений мужчины и женщины. Некоторые сцены совершенно ясны, другие — раскрываются для каждого зрителя по-своему, в зависимости от его индивидуального опыта.

Повествование спектакля не линейно, а, скорее, мозаично. Эволюционная теория (Алексей и Алла Мосоловы демонстрируют путь от древних пресмыкающихся до homo sapiens) органично соседствует с библейским деревом познания добра и зла (стоящим в центре сцены), классический семейный портрет — с современной селфи-культурой, пантомима — с исполнением песен и чтением стихотворений, образуя вневременное панно из ярких кусочков зарождающихся любовных чувств, их развития и угасания. 

Он и Она движутся в пространстве параллельно, сначала вовсе друг друга не замечая, потом дрожа в предчувствии встречи. Первый робкий взгляд, первый нерешительный шаг, лёгкое касание и, наконец, пение в унисон. 

Она раскрывает в себе женственность, Он — демонстрирует мужское начало. Их тела и души сплетаются. Но ненадолго, ведь как бы они ни стремились к единению, каждый из них — отдельная личность и ищет свой собственный свет. Объятия превращаются в толкание, страсть — в борьбу. Погибнут отношения или получат новое развитие, зависит только от этих двоих. 

Он — воплощение мужественности, охотник, ловкий, гибкий, работящий, готовый осыпать её лепестками роз и, до поры, исполнять все желания. Она — прекрасна и многолика: трепетный мотылёк, летящий на свет, коварная змея-искусительница, баба, способная нести своего мужика на собственном горбу, заботливая мать, звезда сцены, но, прежде всего, Женщина. Тонкая, лёгкая, пластичная, хрупкая, но сильная.

Их дуэт заставляет зрителей с напряжением следить за происходящим на сцене, взрываться смехом и грустить. Их лёгкие костюмы, создающие ощущение обнажённости, словно говорят: «Нам нечего скрывать, наши чувства оголены перед вами». И зрители верят. Вспоминают пережитые ими истории любви, проводя параллели между театральным действием и своей жизнью. 

В этом и заключён успех спектакля «Параллели». Режиссёр Алексей Мосолов сумел уловить самую суть взаимоотношений мужчины и женщины. Вложив личный опыт в создание спектакля, смог не только достучаться до зрительских сердец, но и предложить выход из круговорота рутины, притупляющей чувства. 

Эмоциональную включённость усиливают тонкая работа со светом (художник по свету Алексей Савинов) и живое музыкальное сопровождение (за фортепиано Борис Борисов). Именно благодаря им зрители неотрывно следят за затухающей лампой, в надежде на то, что смогут вырваться из темноты.