Ирина Красюкова

 

Виталий Борисов: «Театр — это не только сцена, это ещё и команда»

 

В 2012 году актёрами Краснодарского театра драмы Виталием Борисовым, Алексеем Мосоловым и Арсением Фогелевым был создан «Один театр». Сегодня в репертуаре театра 12 спектаклей, его любят зрители и высоко оценивают критики. А началось всё с комедии в замкнутом пространстве «Невеста», пьесу к которой написал (или как он сам говорит: «отвечал за литературное изложение идей») Виталий Борисов.

— Виталий, как родился замысел «Невесты»?

— Это было совместное творчество. Исходили из того, что есть мы — трое актёров. Сначала придумали саму историю: три человека заперты в одной квартире. Потом думали, как они там оказались и что делают.

— Сейчас занимаетесь драматургией, можно ли ожидать появления на сцене «Одного театра» спектакля по вашей пьесе?

— Нельзя сказать, что я серьёзно занимаюсь драматургией. К сожалению, на это не хватает времени. Поэтому пока спектакль по моей пьесе мы ставить не собираемся.

— Мне известно, что вы готовите постановку по сборнику рассказов Захара Прилепина «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы». Чем привлёк этот материал?

— С моей точки зрения, Захар Прилепин — один из ярких современных писателей. Его герои интересны и мне, и труппе. Когда у меня впервые родилась идея спектакля по книге Прилепина, я предложил этот материал студентам — будущим актёрам, они заинтересовались, но мы технически не успели за него взяться, так как ребята уже репетировали «Сиротливый запад» МакДонаха. А теперь время пришло. Надеюсь, что в этом сезоне, весной, состоится премьера.

— Намерены включить в спектакль все рассказы сборника?

— На данный момент — да. Не знаю, что останется в результате от всего объёма, его сложно уместить в двухчасовой спектакль, но пока ничего не выкидываем. Сейчас мы погружены в материал: про что написаны рассказы, зачем.

— По образованию вы актёр, но и пьесу написали, и режиссёрской работой занимаетесь, что для вас интереснее?

— Всё интересно. Просто есть какие-то вещи, которые делать привычнее, что ли. Писать, допустим, мне сложно (смеётся). Это всегда было проблемой — сесть и начать писать. Когда работаешь над спектаклем, процесс не заканчивается. То, что выпущена премьера, не значит, что спектакль уже нельзя поменять. И роль развивается, и спектакль растёт, если он хорошо сделан. А текст надо в определённый момент закончить и всё.
Трудно сравнивать что интереснее: играть или ставить спектакль. Постановка по Прилепину — первая серьёзная попытка режиссёрской работы, это только начало.

— Нет желания получить режиссёрское образование?

— Вот прямо сейчас у меня нет такого желания. Нет смысла получать режиссёрское образование ради галочки. Надо понять, у кого ты хочешь учиться, должно быть желание взять что-то у конкретного педагога.

— Вы один из основателей «Одного театра». В одном интервью вы сказали: «нам хотелось создать площадку, где бы мы могли воплощать в жизнь свои идеи». Достигнуты ли эти цели хотя бы отчасти?

— Ну, площадка у нас есть (улыбается). А для того, чтобы воплощать идеи, нужен театр. Театр — это не только сцена, это ещё и команда. Сейчас мы создаём команду. У нас появляются новые актёры, ребята, которые только окончили институт. Начинает формироваться своя труппа из людей, не зависящих от других театров, которые могут целиком и полностью работать здесь. Это важно. В том числе и для дальнейшего воплощения идей. Но, конечно, всегда остаёшься чем-то недоволен. Кажется, точнее уверен, что надо делать лучше и больше. Но перспективы радуют.

— Работу «Одного театра» высоко оценили критики в рамках пятнадцатого краевого фестиваля «Кубань театральная». Однако театр не выживет без зрителя. Что для вас важнее — наполняемость зала или критическая оценка?

— Сложно сказать… Профессиональная оценка наших коллег, режиссёров и актёров, — это одно, оценка зрителя — другое, оценка критиков — это вообще нечто третье, потому что они уже и не просто зрители, но, зачастую, и не профессионалы, которые анализируют спектакль и думают «как бы я это сделал». Важно мнение и коллег, и зрителей, и критиков. Но в первую очередь спектакли делаются для зрителей. А мнение критиков лишний раз убеждает в правильности выбранного направления. 
Взгляд на наше творчество приезжих критиков интересен тем, что у них нет предубеждений. Они впервые видят наш театр и спектакли, в отличие от коллег и зрителей, у которых сложился определённый стереотип об «Одном театре».

— «Один театр» стал участником Форума независимых театров в Москве. Что важного и интересного вы услышали на форуме? 

— На Форуме мы узнали, сколько в России независимых театров. Их очень много. Некоторые организованы буквально год-два назад. Сейчас на фоне общего интереса к театру пошла волна появления частных театров, занимающихся современной драматургией и авторскими проектами в противовес государственным академическим театрам. Форум был посвящён не столько искусству и творчеству, сколько менеджменту и опыту выживания театров. Было представлено четыре спектакля, один из которых наш — «Параллели», но возможности их обсудить у участников не было.
Было интересно подметить, что у «Одного театра» свой путь: в отличие от многих театров, прежде всего опирающихся на драматургию и текст, для нас важнее действие.
На фоне других театров мы выглядим хорошо: есть помещение, зрители, положительное отношение со стороны власти и журналистов. В этом году мы приняли участие в краевом фестивале «Кубань театральная» наравне с остальными театрами, в некоторых регионах независимые театры не допускают к подобным конкурсам.

— Если говорить о театре в целом, то современный, особенно европейский, театр имеет тенденцию к перфомансу, уходу от слова и сюжета. Насколько вам это интересно?

— Наш театр актёрский. Если мы говорим, например, о Ромео Кастеллуччи, то он — художник, для него театр необязательно связан с актёром, актёр — такой же элемент, как и всё остальное, а для нас актёр первичен, так как мы и сами актёры. Для нас главное — взаимоотношение людей. Ставим мы спектакль с текстом или без, в его основе будут люди, всё остальное — оформление их отношений. Для меня история — это история каких-то людей, между которым что-то происходит. Может быть когда-нибудь, в будущем, мы сделаем бессобытийный и бессюжетный спектакль, но не сейчас.

— Заканчивается 2016-й год. Каким он был для вас и что бы вы хотели пожелать себе и «Одному театру» в наступающем году?

— Год был довольно-таки насыщенным: три премьеры, участие в театральном фестивале и Форуме. Можно, конечно, думать, что что-то надо было сделать по-другому, но зачем переживать, надо либо доделывать то, что не получилось, либо переделывать, либо создавать новое. Театр развивается. Возможно, не так активно, как нам хотелось бы, но есть так, как есть. Пусть и дальше не происходит ничего плохого. А то, что можно сделать своими руками, мы сделаем.